СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДИФИКАЦИИ
Всего отечественная промышленность построила 25 кораблей по проекту 61 и его модификациям. Отечественный флот получил 20 БПК; позже было построено еще 5 модифицированных кораблей для ВМС Индии.
Вопрос о необходимости усиления вооружения “поющих фрегатов” встал еще в процессе их строительства, и двадцатый корабль серии — “Сдержанный” — достраивался уже по модернизированному проекту 61 М. Еще пять кораблей перестроили по аналогичному проекту (шифр 61 МП). Суть модернизации заключалась в размещении четырех пусковых контейнеров противокорабельных ракет, новой гидроакустической станции “Платина” с подкильной и буксируемой антенной. Была увеличена дальность плавания и усилена артиллерия путем замены двух РБУ-1000 на четыре 30-мм артустановки со станциями управления огнем.
Следующий вариант модернизации заключался в замене двух УЗРК “Волна” на три многоканальных ЗРК нового поколения. Проект получил шифр 61 Э. Кроме “Проворного”, планировалось перевооружить таким же образом еще 5 кораблей для Северного флота, но планы эти так и остались на бумаге. Даже “Проворный” не прошел полной модернизации: на нем установили лишь опытный образец нового ЗРК “Ураган” и заменили РЛС “Кливер” на РЛС “Фрегат-М”. Линейное размещение двух аналогичных ЗРК “Ураган” в носовой части “Проворного” также не состоялось, хотя площадь для них была зарезервирована (на месте носовой батареи УЗРК “Волна”).
В качестве опытового корабля для испытания новой гидроакустики предназначался БПК “Способный”, на котором ремонт так и не был завершен. На корабле планировалось разместить буксируемые (на разных уровнях от поверхности воды) гидроакустические антенны на специальных бортовых свесах-понтонах в кормовой оконечности корпуса. Это придало бы кораблю непривлекательный угловатый вид, а само буксировочное устройство могло легко повредить ударами волн в штормовую погоду. Корабль, незавершивший модернизацию по проекту 01091, списали на слом и продали за рубеж для разделки.
Последний вариант модернизации осуществлен на БПК (СКР) “Сметливый”. Его главной особенностью стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника. На месте двух РБУ-1000 установили направляющие для контейнеров ракет “Уран”, демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР. Корабль практически остался без противолодочного вертолета: тот был принят от промышленности с массой недоделок.
Наконец, еще один вариант базового проекта 61 заслуживает отдельного рассказа. В 1974 году СССР посетила делегация Индии: она выбирала наиболее дешевый вариант океанского корабля для эскорта своего авианосца. Больше всего ей понравился “поющий фрегат”, но заказчик пожелал усилить артиллерию, ракетное вооружение и разместить вертолет в ангаре. В результате получился фактически новый проект корабля (шифр 61 МЭ), разработанный под руководством главного конструктора А.А.Шишкина. Четыре пусковые установки с модифицированными (экспортными) противокорабельными ракетами П-20 были размещены в носовой части корабля (побортно). Вместо кормовой артустановки АК-726 и станции управления “Турель” удалось втиснуть полуутопленный ангар для вертолета. В носовой части планировалось разместить артустановку АК-100, но в свое время разрешение для продажи ее на экспорт не было получено, и корабли вооружили старой, проверенной временем АК-726. Индийские ВМС сначала заказали три корабля этого проекта, а позже еще два. Все они и поныне находятся в строю, причем официально отнесены к классу эсминцев.