Евгений ТАРАКАНОВ, Владислав ЛАРИН («Энергия», 1999, N 7)


Атомные подводные ракетоносцы стратегического назначения


Продолжаем серию публикаций о проблемах атомного подводного флота. Какие новые субмарины пришли на смену первым советским АПЛ? Это были атомные подводные ракетоносцы стратегического назначения. Невиданная мощь и фантастические возможности. Что они несли в себе? Возможность уничтожить весь мир. Теперь они состарились — что с ними делать? Трудный вопрос...

После успешного испытания советской атомной бомбы в 1949 г. США лишились своей главной "страшилки" в отношении Советского Союза. Непродолжительный период одностороннего атомного шантажа закончился, уступив место шантажу взаимному. Однако создать атомное оружие еще полдела — надо иметь средства его доставки на территорию противника. Вопрос о возможных носителях сверхразрушительной бомбы в течение ряда лет занимал умы как американских, так и советских стратегов. Проблема состояла в том, что главные участники "холодной войны" находились на разных континентах, разделенных тысячами миль водного пространства. Авиация конца 40-х гг. для подобных целей не подходила, а работы по созданию межконтинентальных баллистических ракет находились в зачаточном состоянии. Видимо, поэтому наиболее подходящим носителем ядерного оружия политическое и военное руководство СССР сочло подводные лодки. Достижения в области освоения энергии атома позволили в 50-х гг. создать ядерную энергетическую установку для подводной лодки, благодаря которой автономность плавания и размеры субмарин могли быть увеличены многократно. Только атомная подводная лодка (АПЛ) могла скрытно достичь побережья вероятного противника и неожиданно атаковать его прибрежные города и военно-морские базы ракетно-ядерным оружием. Первая же советская атомарина, заложенная на верфях Северодвинска в 1955 г., первоначально проектировалась как носитель гигантской атомной торпеды диаметром 1,5 м. Проект был впоследствии изменен, и первая АПЛ "К-З", сданная флоту в 1958 г., не несла ядерного оружия и не решала стратегических задач, но примерно в тот же период появляются субмарины, несущие на борту баллистические ракеты. Первая морская баллистическая ракета Р-11ФМ создается на базе армейской ракеты Р-11 под непосредственным руководством С.П. Королева, который был назначен ее главным конструктором. В 1955 г. впервые в мире был осуществлен запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с дизельной подводной лодки "Б-67". Серия испытаний подтвердила правильность выбранного направления, и начиная с 1956 г. в Северодвинске и Комсомольске строятся пять ракетных дизельных подводных лодок АВ-611 с ракетами Р-11ФМ. Они составили первое соединение ракетных подводных лодок.

"Отель" — первый атомный ракетоносец

Строительство атомных субмарин шло ускоренными темпами — в 1964 г. в боевом составе Военно-Морского Флота СССР было уже 55 АПЛ четырех модификаций (проекты 627А, 658, 659, 675). Параллельно создавались и носители ядерных боезарядов, которые бы удовлетворяли военно-стратегическому положению Советского Союза. В 1960 г. на вооружение подводного флота поступает ракета Р-13 с ядерным зарядом мегатонного класса и дальностью полета до 700 км. Ракетный комплекс в довольно короткий срок проектируется в Конструкторском бюро В.П. Макеева, под руководством которого будут в дальнейшем создаваться все баллистические ракеты для атомных подводных лодок. Первые атомные ракетоносцы проекта 658 ("Отель" по западной классификации) несли по три Р-13 и стали первенцами советского ракетного флота.

Основной недостаток морских баллистических ракет Р-11 и Р-13 заключался в том, что их пуск должен был производиться из надводного положения с верхнего среза ракетных шахт. Это значительно снижало боевые возможности нового вида оружия, поскольку для боевого пуска ракетоносец, демаскируя себя, должен был всплыть. Ракеты поднимались из шахт, наводились на цель (что при постоянном волнении северных морей было непросто) и только тогда осуществлялся их запуск.

Специалисты в области стратегических вооружений прекрасно понимали, что скрытность — важнейшее преимущество подводных лодок. Вопрос о запуске ракет из подводного положения стоял настолько остро, что еще в 1958 г. было принято постановление советского руководства о создании ракетного комплекса с подводным стартом. Новая ракета Р-21 предназначалась для перевооружения первых дизельных и атомных ракетных субмарин и помещалась в те же шахты, но могла стартовать из-под воды и имела дальность полета 1400 км, то есть в два раза больше, чем Р-13. В 1963 г. ракета была принята на вооружение, и началось переоборудование под нее ракетных подводных лодок проектов 658 (атомных) и 629 (дизельных). Отслужив по 25—30 лет, все атомные субмарины класса "Отель" были списаны в период с 1988 по 1990 г. и в настоящее время находятся на отстое в бухтах Кольского полуострова в ожидании демонтажа и утилизации.

Советский "Янки"

Но три ракеты на подводной лодке — это очень мало, да и небольшая дальность стрельбы не позволяла осуществлять боевые пуски из акваторий, полностью контролируемых СССР. Тем более, что американцы с 1960 г. ежегодно спускают на воду по несколько атомных стратегических ракетоносцев типа "Джордж Вашингтон" с 16-ю ракетами "Поларис А-1" на борту (дальность стрельбы до 2200 км). В стремлении овладеть стратегической инициативой американцы строили подводный ракетоносный флот такими темпами, что в отдельные годы вступало в строй до 13-ти подводных лодок с "Поларисами". В 1964 г. принимается на вооружение "Поларис А-З" с дальностью полета 4600 км, и адмиралы в Пентагоне радостно потирают руки. Отставание было недопустимо — Карибский кризис показал, что "холодная" война может вот-вот перерасти в "горячую", если не будет создана действенная система взаимного сдерживания.

В ленинградском КБ "Рубин" под руководством Главного конструктора всех советских атомоходов-ракетоносцев С.Н. Ковалева проектируется принципиально новая ракетная АЛЛ. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А был первым из советских атомарин второго поколения. Малошумный (по сравнению с АПЛ проекта 658), с мощной ядерной энергетической установкой, со скоростью под водой до 27 узлов, он стал воплощением новейших достижений советского судостроения и атомной энергетики. Создавался этот подводный крейсер в противовес американскому "Джорджу Вашингтону". Видимо, поэтому оказался столь похож на него внешне, что в натовских справочниках классифицировался под именем "Янки". Первый советский "Янки" вошел в состав Северного флота 5 ноября 1967 г. (к юбилею Великого Октября), и до 1974 г. их было построено 34 единицы, из которых 24 несли службу на Северном и 10-на Тихоокеанском флотах.

Новому кораблю — новое оружие. Для стратегического ракетоносца создается относительно малогабаритная ракета Р-27, масса и длина которой на треть меньше, чем у Р-21, что позволило разместить на нем 16 баллистических ракет, сравнявшись, наконец, с американскими ракетными субмаринами. При этом дальность полета новой ракеты стала вдвое больше (2400 км, позже — 3000 км), а запуск ракет можно было производить с глубины в несколько десятков метров. Группировка 34-х ракетных атомарин "Янки" могла нести на борту 544 ядерных боезаряда, что составляло на то время пятую часть всего ядерного боезапаса СССР.

С 1970 г. вводится в практику боевое патрулирование акваторий Атлантического и Тихого океанов. Советские ракетоносцы, сменяя друг друга, постоянно "пасутся" у берегов США в готовности нанести ракетно-ядерный удар по наземным объектам вероятного противника.

Руководство США было вынуждено принять меры противодействия. Были разработаны национальные программы дальнего гидроакустического наблюдения и противоракетной обороны, которые обошлись американским налогоплательщикам примерно в 1 млрд долл. И хотя американская система слежения была достаточно эффективной, ситуация по сравнению с началом 60-х гг. меняется коренным образом. Полное господство США на океанах закончилось.

Сейчас в эксплуатации на Северном флоте осталось несколько переоборудованных под специальное назначение субмарин "Янки" (одна из них используется, например, как носитель сверхмалых подводных лодок). Ракетного ядерного оружия на них нет.

Созвездие "Дельты"

Ракетные крейсеры "Янки" вынуждены были совершать длительные переходы к берегам Северной Америки, преодолевая противолодочные рубежи НАТО и системы слежения США. Дальность полета наших ракет все же была мала, чтобы беспрепятственно поражать любые объекты "вероятного противника". К тому же к началу 70-х американцы вводят в строй свои новые ракетные АПЛ типа "Итен Аллен" и "Лафайет", которые вооружались твердотопливными ракетами "Поларис А-З" и "Посейдон", имеющими по несколько ядерных боеголовок и дальность полета до 5000 км. Ситуация требовала повышения боевой эффективности советских ракетных крейсеров, чтобы в очередной раз не дать американцам стратегических преимуществ. Под руководством С.Н.  Ковалева проектируется новый атомоход проекта 667Б ("Дельта-1") с более совершенным навигационным и гидроакустическим оборудованием и новым ракетным комплексом. Двухступенчатая жидкотопливная ракета Р-29 (РСМ-40) стала первой по-настоящему межконтинентальной ракетой морского базирования и могла доставить ядерный заряд на расстояние до 9000 км, причем была способна попасть в цель на территории США, будучи запущенной из любой точки Мирового океана и даже от причала собственной базы.

Головная стратегическая АПЛ типа "Дельта-1", вооруженная 12-ю ракетами РСМ-40, была принята в эксплуатацию в декабре 1972 г., и до 1977 г. было построено 18 РПКСН проекта 667Б. Они несли боевое патрулирование в морях Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, не давая расслабляться нашим потенциальным противникам. Позиции американских подводников особенно серьезно были потеснены в Арктическом бассейне, поскольку под паковыми льдами северных морей отныне постоянно патрулируют советские подводные крейсеры, которые способны взламывать ледяной панцирь мощью своего корпуса и производить боевые пуски ракет из образовавшейся полыньи.

Появление на вооружении Советского Союза ракетных атомарин класса "Дельта" окончательно закрепило создавшийся ядерный паритет и заставило противоборствующие силы сесть, наконец, за стол переговоров (одновременно продолжая работы по изысканию новых средств взаимного запугивания).

С начала 70-х по конец 80-х гг. было построено 43 стратегических атомарины различных модификаций класса "Дельта", которые вооружаются еще более совершенными и мощными межконтинентальными ракетами РСМ-50 и РСМ-54 с разделяющимися ядерными боеголовками. Количество пусковых установок увеличивается до 16-ти, а точность попадания в цель возрастает в несколько раз. И если первые модификации "Дельты" "выстреливали" ракеты по одной, то "Дельта-3" и "Дельта-4" способны осуществлять одновременный залп всех ракет с глубины 55 м! И по сию пору ракетоносцы семейства "Дельта" являются основной ядерной силой подводного флота России.

"Тайфун" против "Огайо"

В конце 1967 г. в Советском Союзе было на вооружении всего две атомных стратегических субмарины второго поколения (класса "Янки"), которые могли сравниться с американскими АПЛ класса "Джордж Вашингтон", а США в том же году ввели в строй 41-й ракетоносный атомоход. Через 10 лет у нас было 59 РПКСН "Янки" и "Дельта", не считая дизельных и атомных ракетных подводных лодок класса "Отель", а США по-прежнему имели в боевом составе 41 стратегический ракетоносец. Таким образом, к середине 70-х гг. в СССР был создан надежный подводный ядерный щит, и паритет в стратегических вооружениях подтверждался как советскими, так и американскими экспертами. Еще в 1970 г. президент США Р. Никсон отметил в послании к Конгрессу: "...Неотвратимой реальностью 70-х годов является наличие у Советского Союза мощных и совершенных стратегических сил, по многим параметрам приближающихся к нашим, а по некоторым категориям даже и превосходящих их..."

Тем не менее противостояние главных партнеров на мировой арене продолжалось. На каждый шаг Советского Союза по достижению стратегического баланса США принимают ответные меры, имеющие целью изменение равновесия в свою пользу. И наоборот, СССР делает все возможное, чтобы хоть в чем-то превзойти американцев. В 70-х гг., в ответ на достижение подводного ядерного паритета, США начинают активную работу по оснащению своего новейшего атомного ракетоносца "Огайо" мощными межконтинентальными ракетами класса "Трайдент", каждая из которых имеет десяток самонаводящихся ядерных боеголовок большой точности. Дальность полета "Трайдента" достигает 11000 км, а точность попадания — 100 м. И таких ракет на "Огайо" — 24.

Ответной мерой нашей страны стало создание ракетного подводного крейсера проекта 941, который впоследствии стал известен всему миру под именем "Тайфун". Советским ракетчикам удалось создать аналогичную "Трайденту" морскую баллистическую твердотопливную ракету РСМ-52 с десятью ядерными боеголовками. Но она оказалась в три раза тяжелее американской (весила почти 100 т) и была огромной по габаритам. Для несения 20-ти этих гигантов высотой 16 м и диаметром 2,5 м пришлось проектировать принципиально новую подводную лодку — самый большой в мире атомный подводный крейсер третьего поколения "Тайфун". В ЦКБ "Рубин" под руководством С.Н.  Ковалева проводится огромный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для этой атомарины специально создавались новые материалы, строились и реконструировались промышленные предприятия.

Первый корабль серии был спущен на воду в 1981 г., и до настоящего времени в мировом подводном судостроении ему нет аналогов. Длиной почти в два футбольных поля, он имеет подводное водоизмещение в два с половиной раза большее, чем самая большая американская субмарина "Огайо". Уникальна и конструкция "Тайфуна" — это тримаран. Два сверхпрочных сигарообразных корпуса, между которыми находятся "в ряд" еще три отдельных модуля, скрыты под внешней обтекаемой оболочкой. Ракетные шахты располагаются в межкорпусном пространстве перед центральной надстройкой (у всех РПКСН — позади рубки). Прекрасные технические характеристики, уникальная живучесть основных систем, высокая боевая эффективность сочетаются с отличной управляемостью. В отличие от АПЛ второго поколения "Тайфун" имеет более экономичную и безопасную ядерную установку, меньшую шумность и буквально напичкан электроникой. Системы спутниковой навигации и космической связи, опреснение забортной воды и получение из нее кислорода позволяют ему находиться в подводном положении практически неограниченное время. Кроме того, ни один подводный ракетоносец мира не может сравниться с "Тайфуном" по комфорту для членов экипажа. В его корпусах нашлось место для спортивного зала, сауны, плавательного бассейна и даже оранжереи. Экипаж (179 чел.) размещается в каютах на 3—4 человека с телевизорами и кондиционерами.

Всего с 1981 по 1989 г. с верфей Северодвинска сошло 6 РПКСН типа "Тайфун". Седьмой корпус был разобран на стапеле — потепление политического климата в "эпоху перестройки" и непосильные для обветшавшей экономики СССР затраты сделали абсурдом создание подобных подводных "лодок". На сегодняшний день в боевом составе Северного флота осталось четыре атомных левиафана (два уже списаны из-за невозможности их содержать), но и они испытывают трудности с боеготовностью.

А что дальше?

Позитивные политические изменения в отношениях между СССР и США, связанные с окончанием в начале 90-х "холодной войны", сделали бессмысленным дальнейшее наращивание ядерной мощи и даже сохранение ее на существующем уровне. Подписанные договоры об ограничении вооружений предусматривают значительное уменьшение ядерного потенциала сверхдержав и сокращение количества стратегических ракетоносцев. В разгар противостояния в начале 80-х гг. у СССР их было 62 единицы, у США — 40. К концу 90-х это количество уменьшилось более чем вдвое. Однако специалисты по "ядерной зиме" утверждают, что боезаряда одной современной атомарины типа "Огайо" или "Тайфун" достаточно, чтобы покончить если не с жизнью на Земле, то уж с человечеством наверняка. Несмотря на все принятые соглашения об ограничении стратегических вооружений, на РПКСН России и стран НАТО пока сохраняется потенциал, способный уничтожить человечество не один десяток раз. А ведь еще существует ядерное оружие наземного базирования.

Но все же подводный ядерный паритет, как условие взаимного сдерживания, возможно, должен быть сохранен. Соединенные Штаты имеют современный стратегический флот, состоящий из 18-ти подводных крейсеров "Огайо", у нас — порядка двух десятков морально устаревших стратегических ракетоносцев различных модификаций класса "Дельта" и несколько "Тайфунов". При существующем уровне военного кораблестроения к 2003 г. в боевом составе ВМФ России останется 5-7 РПКСН, которые к тому времени почти израсходуют ресурс эксплуатации. Кроме того, перед флотом сейчас остро стоит проблема демонтажа и утилизации почти 160-ти списанных атомных подводных лодок различных поколений, требующая астрономических затрат. Эта задача вряд ли может быть полностью решена без помощи мирового сообщества, сомнительно, что при этом будут изысканы внутренние ресурсы на обновление подводного флота. Известно, что государство не имеет средств даже на выплату содержания личному составу АПЛ, сомнительно, что при этом возможно строительство новых субмарин.

Считается, что для обеспечения национальной безопасности России достаточно иметь 16 стратегических ракетоносцев. С 1990 г. не было построено или модернизировано ни одного. Но с 1996 г. в Северодвинске произошла торжественная закладка первого подводного крейсера четвертого поколения проекта 995 (Борей) "Юрий Долгорукий", который призван стать преемником нынешних стратегических атомных ракетоносцев. Планировалось, что он будет спущен на воду в 2002 г., однако из-за непрекращающихся экономических трудностей это вряд ли произойдет в обозримом будущем. Если строительство АПЛ будет продолжаться, создастся абсурдная ситуация — Россия просит содействия у США в утилизации своих списанных АПЛ, а сама в это время вкладывает деньги в создание новых.

Как бы то ни было, но объективная необходимость оптимизации российского подводного флота, в том числе и стратегического, все же существует. И руководство России это понимает. В январе 1997 г. вышел Указ Президента о федеральной целевой программе "Мировой океан", где, в частности, сказано: "...военная сила, как одна из составляющих мощи государства в современном мире, сохраняет свое значение в качестве средства сдерживания, обеспечения национальных интересов и целей государства, а при необходимости — средства пресечения агрессии".

Падение России в пропасть экономического коллапса продолжается, и пока не видно даже признаков стабилизации. А без общего экономического роста в России вряд ли мы сможем вернуть прежние позиции "великой морской державы" с мощным подводным ядерным щитом. И тогда наша держава превратится из "Верхней Вольты с ракетами", как когда-то назвал нас 3. Бжезинский, просто в Верхнюю Вольту...

* * *

Авторы выражают признательность Московскому Экопрессцентру за информационную поддержку работ, связанных с подготовкой публикаций о проблемах российского атомного флота.

Подготовка серии статей, посвященных анализу проблем атомного флота, стала возможной благодаря финансовой поддержке со стороны Института Открытое Общество.

 

назад

Используются технологии uCoz