Северный флот | Тихоокеанский флот | Всего | |
---|---|---|---|
В боевом составе | 1 | 0 | 1 |
Выведенные из боевого состава | 6 | 0 | 6 |
Утилизировано | 2 | 0 | 2 |
Построено | 7 |
Длина: | 81.4 m | Водоизмещение: | 2 310/3 120 тонн |
---|---|---|---|
Ширина: | 9.5 m | Макс. глубина погружения: | 750 m |
Осадка: | 7.6 m | Прочный корпус: | Титановые сплавы |
Скорость: | 41 узел | Экипаж: | 30 |
Атомная установка типа БМ-40А (или ОК-550) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт. В качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута (температура кипения - 1.679 °С). Применение жидкого металла в качестве теплоносителя позволяло держать низкое давление в первом контуре, что исключало переопрессовку 1-го контура, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу. Специфика заключалась в том, что существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли класса "Альфа", был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли. К пирсам, где стояли корабли, поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса, подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. ЯР работали на минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к быстрому износу реакторов и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что практически все АПЛ этого класса к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего ЯЭУ этого класса АПЛ получили название - "реакторы одноразового использования". За все время эксплуатации корабельные ЯЭУ с ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет.
Ракето-торпеды 82-Р (SS-N-15).
СКБ-193 ("Малахит"), гл. констр. - Русанов М.Г. и Ромин В.А.
Адмиралтейский завод (г.Санк-Петербург) и г.Северодвинск.
Западная Лица (губа Большая Лопатка) и акватория г.Северодвинска.
АПЛ класса "Альфа" считались скоростными. Скорость, которую могли развить эти лодки, позволяла им уходить от торпед, хотя, в то же время, уровень их шумности был довольно высок. Автономность этих АПЛ составляла один месяц.