В начале пути

 

Создатель регулярного Военно-Морского Флота Росии Пётр I так вспоминал о своей юности, когда ему впервые удалось увидеть настоящее судно: "...случилось нам быть в Измайлове на алленом (льняном) дворе, и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дома деда Микиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностраное; спросил вышереченного Франца (Франц Тимерман), что то за судно, он сказал, что то бот английский. Я спросил, где его употребляют, он сказал, что при кораблях для езды и воски...". В те далёкие времена Петру I не было и 16 лет, а интерес к морю и морскому делу привил ему Франц Тимерман, давно проживавший в московской Немецкой слободе, голландец, бывший моряк, неплохой знаток судостроенияю. О том, как ботик появился в России, документов, которые могли бы дать исчерпывающую информацию, не сохранилось. Зато дошли до нас воспоминания современников Петра. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из писма посла Людовика XV в России, Кампредона. В своё время он был посланником при шведском дворе, способствовал успешному ходу русско-шведских переговоров, результатом которых стало заключение Ништадтского мира. В письме королю от 13 июня 1723г., когда ботик перевезли в Санкт-Петербург, он писал:"Лет восемьдесят тому назад дед Е.И. В. выписал из Англии через Архангельск в Москву маленькое судно или, лучше сказать, модель (образец) военного судна, размерами очень малой шлюпки, которую он назвал "Св. Николай", довольно грубой постройки... Можно предположить, что намерения царя Михаила Фёдоровича заключалось в том, чтобы выстроить несколько судов по этой модели. Поскольку ботик сохранился до наших дней, то мы распологаем его точными размерениями - длина наибольшая 6,096 м, ширина наибольшая 1,968 м, высота борта на миделе 2,813 м, высота мачты 6,606 м, её диаметр у банки 0,1524 м. По внешнему виду и размерениям ботик близок к современной шлюпке типа Ял-6 (6,1*1,85*0,94). В XVII в. такую конструкцию имели шлюпки английских морских судов, которые назывались пинасами, по-видимому, ботик Петра и является одним из пинасов. Таким образом, он нам ценен ещё и тем, что даёт представление об английских маломерных судах начала XVII века. Ботику "Св. Николай" было суждено оставить заметный след в истории государства российского. Он стал "школьной партой" молодого Петра, за которой он познавал азы морского дела и искусства управления парусом. Петр Алексеевич пишет, что отремонтировать ботик взялся старый голландский мастер Карстен Брант. Об этом человеке надо сказать чуть подробней. Ведь именно ему и другому голландскому мастеру Корту в июле 1688г было дано поручение ехать в Переславль-Залесский для постройки там "потешной флотилии". Площадь парусности "Св. Николая" была приблизительно 18 м?. Опять напрашивается аналогия с современной шлюпкой Ял-6 - 20,4 м?. Первое упоминание об артиллерии ботика относится к 1723г, когда он в мае салютовал кораблям Балтийского флота, встречая их на Неве. Калибр пушек типа фальконет необычен, всего треть артиллерийского фунта - 19мм, масса ядра такой пушки была бы 163г. Но эти пушки предназначались только для салюта и ядрами не стреляли. На стволах пушек можно различить клейма Олонецких казённых заводов и вензель "АА", видимо, означающий олонецкое Алексеевское адмиралтейство, а может быть, имя известного мастера Андрея Арнольта, отливавшего там пушки в начале XVIII в. "Св. Николай", "Фортуна" и другие суда "потешной флотилии" оставили заметный след в истории России. Оценивая события тех далёких лет с современной позиции, мне не хотелось бы называть суда эпохи юности Петра I "потешными". Нет, это была не потеха, а серьёзная, напряжённая учёба. Недаром из потешного окружения Петра выросли потом многие блестящие офицеры и государственные деятели. На Плещеевом озере была создана впервые в России, а может быть и в мире, первая флотилия учебных судов.

назад
Используются технологии uCoz